БизнесЭксперт
секреты не для всех
Как внедрить KPI
и сделать это правильно
Краткое содержание
Рано или поздно наступит момент, когда ваш стартап перестанет существовать просто на бумаге. И вот у вас уже есть разработанный бизнес-план, инвесторы, зарегистрированная компания и штат сотрудников. А где есть сотрудники, там есть и зарплата. И однажды вам придется задуматься о том, насколько же эффективно работает ваша команда, кому и когда стоит платить премии, и как это лучше сделать, чтобы никто не обиделся, но и не расслаблялся.

Наверное, вы не раз задавались вопросом – как измерить эффективность работы своих подчиненных? Кому выплатить премию в двойном размере, а кому впаять штраф. Справедливо ли рассчитана заработная плата для каждого, действительно ли сотрудники вовлечены в свою работу или просто просиживают штаны в ожидании оклада. Как мотивировать персонал по-настоящему болеть душой за компанию, а не просто выполнять задачи для галочки.

У всех этих вопросов есть один объективный ответ – KPI. И нет, это вовсе не коммунистическая партия Италия, как многие могли бы подумать. Это ключевые показатели эффективности.

Что это, зачем это и, главное, как это связано с вашей командой и бизнесом в целом?
KPI – показатели работы как отдельно взятого сотрудника, так и работы всей команды в целом, именно благодаря этим показателям ваша компания достигает каких-то определенных результатов. Зачем вообще заниматься измерением показателей работы?

Ответ очевиден. Если еще сто лет назад большинство бизнесов было основано на физическом труде и несложно было посчитать, сколько мешков с углем перетаскал тот или другой работник, то чтобы добиться успеха в 21 веке, сотрудники должны быть инициативны, оригинальны и искренне вовлечены в ваше предприятие.

Ведь даже низкая эффективность хотя бы одного сотрудника может повлиять на всё дело целиком. На простом примере это выглядит так: если эйчар не может подобрать грамотных и нужных специалистов, падает работоспособность всего направления. Или если руководитель отдела снабжения халтурит, то останавливается всё производство.

В идеале с помощью KPI вы создаете бизнес, где все сотрудники действуют слаженно, эффективно и бесконфликтно.

Не верите, что такое возможно?
И тут нужно несколько слов сказать о мотивации сотрудников. Чтобы член команды болел душой за ваше дело, одного энтузиазма мало. Вы не добьетесь успеха, если у ваших подчиненных низкая мотивация. Процесс мотивации команды KPI – своего рода механизм поощрения.

Что он даст вам на практике:

Вы сможете наглядно объяснить подчиненным, чего конкретно от них ждете, задать направление развития для бизнеса в целом. Выдать премии тем сотрудникам, которые действительно это заслужили. Выявить тех, кто просто изображает бурную деятельность.

Сформировать простую и понятную систему бонусов.

Что вам даст KPI:

  • Вы сможете объективно оценивать результат работы своих сотрудников
  • Справедливо распределять премии и бонусы, а не просто поделив между всеми поровну.
  • Увидеть слабые места сотрудников, подтянуть их
  • И самое главное – вы сможете планировать, за какой срок и насколько высоко сможет подняться ваш бизнес.
Например, у вас есть два менеджера, которые продают один и тот же продукт. Допустим, подключение цифрового телевидения. Так как продукт относительно недорогой, количество клиентов большое.

Предположим, менеджер 1 продал за месяц заявок на 100 тысяч рублей, а менеджер 2 только на 40 тысяч рублей. Однако у менеджера 1 очень большой процент отказников, потому что он не уделял внимания клиентам, плохо объяснял условия и тарифы, торопился и обращал внимание на количество, анне на качество.

А вот менеджер 2 возился с каждым клиентом основательно, доступно объяснял правила и условия, как следствие – 90% проданных им заявок превратились в реальные договора.
Таким образом видно, что несмотря на то, что изначально работа менеджера 1 кажется более эффективной, на самом деле у менеджера 2 качество работы гораздо выше.

С помощью KPI вы сможете существенно сэкономить деньги своей фирмы, будете поощрять работников за реальные достижения, а не за вид бурной деятельности.
И главное, сможете оптимизировать оплату труда.
Если совсем просто, то KPI – это своего рода формула, которая помогает вам оценить эффективность работы компании в целом и каждого сотрудника по отдельности.
Этот инструмент позволит вам повысить качество обслуживания, вам будет проще оценивать работу персонала, поощряя именно тех, кто вкладывает душу в ваш бизнес и приносит ему доход.

Конечно, когда вы внедрите KPI, произойдет ряд изменений. И в первую очередь это коснется заработной платы сотрудников. Тут важно всё сделать правильно. Как правило, заработная плата делится на фикс и бонусы. И тут многие предприниматели совершают ряд ошибок.

Итак, как делать точно не надо:

Урезать зарплату (оклад). Если менеджер получал 20 тыс. в виде оклада, а после введения системы KPI стал получать 12 тыс, это вряд ли его мотивирует на подвиги. 

Слишком маленькие бонусы. Особенно. если размер оклада вполне приличный. У сотрудника не будет мотивации работать больше, ведь свой оклад он и так получит.

Находите баланс. 
Нельзя просто так взять и внедрить KPI. Это сложный и долгий процесс. Запаситесь терпением. Зато если всё сделать правильно, у вас появится отличная возможность избавиться от балласта и привлечь сотрудников, которые с удовольствием выполняют поставленные задачи и не плюют в потолок весь рабочий день.
Другие статьи
Марина Дяченко, основатель Business Expert, эксперт по систематизации и масштабированию бизнеса
Заказать энциклопедию
в 2-х томах
Электропочта
Имя и Фамилия
Номер телефона
Не забудьте подписаться, чтобы регулярно получать крутые лайфхаки для бизнеса (и не только)
ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ
Made on
Tilda