БизнесЭксперт
секреты не для всех
Оргсхема - как разработать структуру компании
и не ошибиться
Краткое содержание
Кому и зачем нужна оргсхема, за что она отвечает и как ее разработать. На эти вопросы я постаралась ответить в данной статье.
Любой владелец бизнеса любит и лелеет свое детище. Он вкладывает в него все свои силы, время, деньги. Нанимает сотрудников, расширяет постепенно штат. И считает по умолчанию, что все подчиненные разделяют его энтузиазм. Он верит, что каждый сотрудник ответственно будет относиться к своим обязанностям, по возможности помогать владельцу, укреплять корпоративный дух и прочее прочее прочее.

По идее сотрудники должны быть клиентоориентированными, ведь именно покупатели приносят прибыль всему делу. На словах всё кажется простым.
А вот как происходит в реальности - давайте разбираться.

Когда штат сотрудников становится большим, многие владельцы не понимают, почему легче не становится и грешат на сотрудников - ленивые, недобросовестные, работать не хотят. Чуть ли не каждого приходится контролировать.

Если копнуть поглубже, то увидеть, что есть те, кто и правда не хочет работать, а есть такие, которые и рады, но попросту не умеют.

Владелец пытается применять методы тотального контроля, но толку нет. А у конкурентов всё процветает, недавно открыли еще один филиал. Что же они делают такого волшебного?

На самом деле не существует какой-то одной магической кнопки, нажав которую, все проблемы решатся - сотрудники станут работать 24/7, думать только о благе компании и тди тп. Кнопки нет - зато есть система, внедрение которой действительно поможет разрулить ситуацию с персоналом.

Эта система включает в себя не один и не два, а целый набор методов и инструментов, каждый из которых несет в себе определенную функцию. А в целом - приводит к достижению конечного результата.

Итак, оргсхема - тот самый набор, который по-настоящему работает на вас.

Прежде, чем разрабатывать и внедрять оргсхему, нужно определиться с некоторыми моментами. Для начала важно знать, что можно решить с ее помощью, а что нет.

Так как же выглядит та самая идеальная компания, в которой всё хорошо организовано?

Во-первых, в такой компании каждый сотрудник на своем месте. Он отвечает непосредственно за ту область, которой соответствует его должность. Также ему необходимо знать, кто его непосредственный начальник. У сотрудника должна быть должностная инструкция, в которой четко прописано, какой результат работы он обязан обеспечить, и как эту самую работу выполнять правильно.

Оргсхема это четкий план, в котором описаны все функции организации. Это как семейное дерево, тут расписаны все должности, иерархия и пр.
Что входит в зону ответственности оргсхемы: помимо перечисления должностей, деления на иерархию, из оргсхемы прекрасно видно, к кому и куда идти, если возникла та и иная проблема, кто и за что отвечает, кто и за что НЕ отвечает. Именно это помогает оградить руководителя от массы проблем, которые порой сыпятся как из рога изобилия.

Что в зону ответственности оргсхемы не входит. Во-первых, как сотрудник должен правильно выполнять свою работу. Это прописывается уже в должностных инструкциях, оргсхема в себе данную информацию не несет.

Также оргсхема не отвечает за мотивацию, хотя косвенно и влияет на нее. Если персонал понимает основную цель компании, видит обстановку в целом, то и работать он будет продуктивнее. Но систему бонусов, наказаний и премий оргсхема всё же в себе не содержит.
плюс ко всему оргсхема не учит ответственности, она только обозначает ее. А сама ответственность зависит уже от руководителя, от того, какая программа внедрена в организацию и какая система оплаты труда в ней закреплена.
Как видно из вышесказанного, оргсхема - не та самая волшебная кнопка, которая спасет компанию, но это своего рода фундамент.

Важно также помнить, что мало иметь в своем распоряжении инструмент. На нем как говорится нужно еще и играть, причем играть хорошо.

Мало повесить оргсхему на стену и ждать, когда все в компании начнут действовать, исходя из нее. Важно погрузить всех сотрудников в этот план, что разумеется не может произойти одномоментно. Далее заручиться поддержкой и согласием руководителей, которые в свою очередь сделают то же самое с остальными сотрудниками. Ваши подчиненные должны согласиться с существующей оргсхемой, научиться работать в соответствии с ней, возможно, кого-то даже придется отправить на курсы или тренинги.

Порядок после хаоса наступает не сразу, об этом нужно помнить и не опускать руки при первых же неудачах.
Другие статьи
Марина Дяченко, основатель Business Expert, эксперт по систематизации и масштабированию бизнеса
Заказать энциклопедию
в 2-х томах
Электропочта
Имя и Фамилия
Номер телефона
Не забудьте подписаться, чтобы регулярно получать крутые лайфхаки для бизнеса (и не только)
ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ
Made on
Tilda