БизнесЭксперт
секреты не для всех
Как выйти из операционки
Инструкция - как выплыть, если вы утонули в рутине
Краткое содержание
Что делать, если вы стали человеком-оркестром.

Я часто за свою практику сталкивалась с владельцами бизнеса, которые выполняли функции одновременно и директора, и хозяина, и бог знает кого еще. При этом совершенно не понимая, что это реальная проблема, которая стопорит развитие бизнеса, тянет время и силы из владельца и не дает бизнесу, а соответственно и прибыли, расти.
В этой статье я постараюсь ответить на следующие вопросы:

  • Почему операционка - это ловушка
  • Как правильно делегировать
  • Что владельцу взять на себя, если он хочет развивать свой бизнес
  • Действительно ли реально распределить ответственность таким образом, чтобы заниматься только стратегическим развитием
  • Что в первую очередь следует скинуть на подчиненных
Когда бизнес еще является стартапом, у владельца нет должных навыков, опыта, образования. Ему приходится заниматься буквально всем - от руководства до курьерской доставки. Я и сама, когда только начинала свой путь в мире бизнеса, занималась и закупками, и продажами, и бухучетом.

Владелец готов браться за что угодно, лишь бы продавать, зарабатывать, снова продавать, расширять свой бизнес, увеличивать доход. Дело постепенно идет в гору, увеличивается объем производства, как следствие - растет и штат. И вот тут наступает тот самый момент, когда нужно начинать делегировать полномочия.

Но в большинстве случаев владелец оказывается к этому не готов, привычно контролируя всё лично. Так и получается - сотрудников уже более ста, а владелец перегружен операционкой и вырваться из нее никак не может. Это похоже на гонку в беличьем колесе - быстро, долго и бессмысленно.

Что нужно, чтобы исправить ситуацию, скинуть с себя груз операционных проблем и освободить силы и время для того, чтобы заняться стратегическим развитием своего бизнеса. Условно деятельность любой организации можно разделить на три уровня. Это постановщик цели, управляющий орган и специалист.

Первый уровень отвечает за цели компании, выбор продукта, рынка, технологий. Из этого сразу понятно, что первый уровень и есть владелец. Никто, кроме него, не может транслировать цели компании, анализировать, задавать направление и вносить корректировки, если это необходимо.

Второй уровень - руководители. Здесь уже осуществляется деятельность по постановке задач, распределению бюджета, контроль за исполнением заданий, координация работы сотрудников и пр.

Третий уровень - непосредственно команда, которая выполняет конечную работу. Это специалисты, которые работают в компании - маркетологи, бухгалтера, продавцы, инженеры, кадровики и пр.

Если владелец пытается одновременно охватить все три уровня, он становится человеком-оркестром. Компания уже не может существовать в его отсутствие, сотрудники не в состоянии самостоятельно решать проблемы, всё и всех приходится контролировать ежесекундно.

Невозможность ни на минуту расслабиться и выпустить из рук телефон приводит как минимум к выгоранию, но главное - к торможению развития всего дела.

В идеале должно быть так - владелец ставит цели, занимается стратегическим планированием, у него есть исполнительный директор, который контролирует деятельность руководителей, руководители в свою очередь ставят задачи сотрудникам и контролируют их выполнение. Когда каждый выполняет свою функцию, каждый находится на своем месте - у бизнеса есть гарантированный шанс расширяться, развиваться и быть впереди конкурирующих организаций.
Но как говорится - проще сказать чем сделать. Так как же перейти от слов к действию?

Для начала понять, что действовать нужно прямо сейчас, а не завтра или в понедельник, или когда силы появятся. Вырваться из операционки и так сложно, но чем дальше - тем втройне тяжелее будет.

Итак, первый шаг на пути к идеалу - составить список функций, которые владелец выполняет в своей компании. Всё, чем вы занимаетесь, что контролируете и за чем следите.

Потом распределить эти функции по вышеперечисленным уровням. Картина постепенно станет проясняться. Далее следует выделить задачи, которые вы без особого риска можете скинуть с себя уже сейчас. Если у вас нет директора или грамотного руководителя, вы для начала можете снять с себя функции, которые положено выполнять специалистам.

Передача управления занимает больше времени и сил, тут ведь нужно найти проверенных высококлассных руководителей. Либо как вариант - вырастить его самому из перспективного сотрудника.

Возможно, понадобятся новые должностные инструкции, новые сотрудники и многое другое. Главное выполнять всё последовательно и не перепрыгивать через уровень, не закрыв полностью предыдущий.
Другие статьи
Марина Дяченко, основатель Business Expert, эксперт по систематизации и масштабированию бизнеса
Заказать энциклопедию
в 2-х томах
Электропочта
Имя и Фамилия
Номер телефона
Не забудьте подписаться, чтобы регулярно получать крутые лайфхаки для бизнеса (и не только)
ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ
Made on
Tilda