БизнесЭксперт
секреты не для всех
Выгорание сотрудников
профилактика и способы борьбы
Краткое содержание
Сложно поспорить с тем, что сотрудник-трудоголик - заветная мечта любого предпринимателя. Энтузиазм, горящие глаза, неумолимое желание постоянно учиться и совершенствоваться, работа 24/7 и прочее, прочее, прочее.

Но такой ритм жизни превращает саму жизнь в гонки на выживание и в конечном итоге приводит к профессиональному выгоранию.

В этой статье мы постараемся разобраться в том, когда вы просто немного устали и ленитесь, а когда действительно пора отдохнуть. Рассмотрим стадии выгорания, а также способы борьбы с ним.
Мало кто знает, но синдром выгорания официально включен ВОЗ в Международную классификацию болезней. По статистике наиболее уязвимыми являются профессии, которые связаны с большим количеством коммуникаций.
А наименее - те, что относятся к промышленности и строительству.

Симптомы, которые не стоит игнорировать, так как они являются первым тревожным звоночком на пути к выгоранию:

Чувство хронической усталости, снижение уровня мотивации, отстраненное отношение к своим рабочим обязанностям, снижение работоспособности и продуктивности, забывчивость, безразличие к тому, что раньше вдохновляло.

Среди причин, которые приводят к выгоранию, есть топ-4 - их по последним исследованиям выделяют и сами сотрудники.

- Рутина, стресс, обычная усталость, работа не по душе - на это ссылается 11% опрошенных.
- Отсутствие мотивации - этого не хватает 5%.
- Низкая зарплата, нездоровая атмосфера в коллективе и постоянные переработки - сюда приходится еще 4% опрошенных.
- Предвзятое и несправедливое отношение руководителя - 2%.

Последний пункт оказался целым кладом претензий сотрудников к своему начальнику:

- Многих коробит, что к ним относят как к простым рабочим пчелам, они чувствуют себя обычной шестеренкой в механизме. Конечно, всем понятно, что на работе нужно работать. Но всегда есть непредвиденные обстоятельства - ребенок заболел, жена в командировке и нужно забрать детей из школы и пр/ если начальник видит в своих сотрудниках лишь рабочую единицу с показателями эффективности и продуктивности, не идет навстречу личным обстоятельствам, он рискует в скором времени лишиться этой самой рабочей единицы;

- Постоянная изменчивость или семь пятниц на неделе. Бывает такой тип руководителя, который сам толком не знает, что ему нужно, меняет постоянно задачи и приоритеты. Сотрудники начинают сомневаться в себе и своей компетенции, обесценивают результаты своей работы и ставят под сомнение авторитет руководителя;

- Критика, не имеющая под собой оснований. Постоянные придирки и замечания, а особенно если они неоправданные, могут надоесть и достать любого человека. Показывать в таком режиме высокую продуктивность довольно непросто;

- Откровенная предвзятость. Когда у руководства есть любимчики, это всегда вредит атмосфере коллективу. Но если это становится поводом несправедливых премий и бонусов, терпение сотрудников может и лопнуть. Каждому из нас важна как минимум похвала за отлично выполненную работу;

- Отсутствие обратной связи. Все мы знаем, что практически любую проблему или конфликт можно решить с помощью конструктивного разговора. Однако если руководитель закрывается от своих сотрудников и не готов идти на диалог, дело плохо. Сотрудник будет более подвержен выгоранию, его продуктивность заметно снизится, что повредит не только ему самому, но и компании в целом.
Этапы профессионального выгорания.

Так же как и причин, их довольно много. Но среди основных можно выделить три:

Напряжение. Если сотрудник взваливает на себя гору проект одновременно, демонстрируя режим многозадачности, руководитель может ошибочно решить, что это просто пик работоспособности. Но довольно часта этот порыв энтузиазма приводит к переработкам и рутинному и механическому выполнению своих обязанностей.

Резистенция. Когда что-то идет не так, как задумана - первая и инстинктивная реакция: найти виноватого. Часто сотрудник может обвинять самого себя, иногда своих коллег или начальника. Это приводит к раздражительности, недовольству и вспышкам агрессии.

Истощение. Это последняя стадия. Работник теряет ко всему интерес, становится апатичен, отдаляется от своих коллег. Работа кажется ему настолько невыносимой, что он начинает искать и даже выдумывать причины, чтобы на нее не идти.

Выгорание, пусть даже и одного сотрудника, опасно тем, что влияет на атмосферу во всем коллективе. И игнорировать данную ситуацию крайне нежелательно.


Всем известно, что проблему проще предотвратить, чем решить, поэтому есть несколько основных действий, которые следует предпринять руководителю в качестве превентивных мер.

- Чаще общаться с сотрудниками. Пожалуй, это самое важное, потому что только в процессе общения станет заметен эмоциональный фон команды.

- Делать акцент на успехах. Похвала - довольно сильный и действенный мотиватор, способный подтолкнуть на подвиги. Тем более что руководителю это ничего не будет стоить. Всегда старайтесь отмечать достижения команды.

- Не ограничивать круг задач и обязанностей. Данное действие будет полезно, если вы видите, что сотрудник заскучал, погряз в рутине и не может реализовать свой потенциал. Если вы уверены, что он способен на большее - не отнимайте у него шанс себя показать.

- Стараться не допускать переработки. Сверхурочные мало кому нравятся и часто вызывают недовольство. Они очень энергозатратны. В случае, если проект горит, нужно максимально грамотно и равномерно распределить нагрузку между командой.

- Премии и бонусы. Похвала похвалой, но материальное поощрение не менее сильный стимул.

- Обучение персонала. Давно известно, что профессиональный рост и повышение навыков довольно неплохо мотивируют сотрудников. Да и для компании это несомненный плюс - когда у вас в штате высококлассные специалисты, бизнес развивается гораздо быстрее.

Если всё же профилактические меры не помогли и руководитель понимает, что выгорание уже имеет место быть, не стоит впадать в панику. Это довольно распространенное явление и ничего смертельного в нем нет.

Что можно предпринять, если вы уже столкнулись с этим явлением:

Сменить обязанности сотрудника. Необязательно переводить на другую должность, если нет такой возможности. Достаточно дать сотруднику или новый проект или временно поменять его обязанности.

Отдых - предложите сотруднику уехать в отпуск, старайтесь без необходимости не нагружать его работой в выходные.

Рабочее место - пожалуй, самый банальный совет, но не менее действенный. Просто смените сотруднику обстановку. переведите в новый кабинет или пересадите за другой стол.

Спорт. Ученые давно доказали, что справляться с эмоциональной усталостью отлично помогает физическая активность. Введите небольшие технические перерывы для всех сотрудников на 10-15 минут, чтобы они могли немного прогуляться или организуйте корпоративные карты в фитнес-клуб.

Командировка. Отличный способ сменить обстановку, не прерывая при этом рабочий процесс.


В заключении хочу сказать, что выгорание хоть и не смертельное явление, но всё же довольно опасное. Причем не только для сотрудников, но и для всей компании в целом. Игнорирование этого может привести к резкому снижению продуктивности и эффективности команды, а также к текучке кадров.
Другие статьи
Марина Дяченко, основатель Business Expert, эксперт по систематизации и масштабированию бизнеса
Заказать энциклопедию
в 2-х томах
Электропочта
Имя и Фамилия
Номер телефона
Не забудьте подписаться, чтобы регулярно получать крутые лайфхаки для бизнеса (и не только)
ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ
Made on
Tilda