БизнесЭксперт
секреты не для всех
Финансовое планирование
как перестать фиксировать минус
Краткое содержание
Пожалуй, самая главная функция владельца бизнеса – успешно этим самым бизнесом управлять. А для этого необходимо в первую очередь понимание, куда и на что тратятся финансы организации.
Многие предприниматели как огня боятся фраз типа «анализ финансов», «финансовый учет» и прочих подобных. Они буквально впадают в панику, с ужасом думая, как прорываться сквозь дебри знаний, цифр, формул.

 Как следствие, отмахиваются от необходимости в этом разбираться, пуская всё на русский авось. И какое-то время всё идет вполне неплохо, до того момента, когда руководитель обнаруживает, что в кассе денег нет.

А завтра нужно платить за аренду, послезавтра расчет с главным поставщиком, через неделю – зарплата. И раз на балансе предприятия финансы отсутствуют, придется лезть в собственный карман и уповать на то, что этого хватит хотя бы на пару недель.

Большинство владельцев бизнеса, особенно это относится к малому и среднему бизнесу, не контролируется свои финансовые показатели. Из-за этого они оценивают свой бизнес «на глаз», примерно, не понимая при этом, убыточный их бизнес или всё-таки прибыльный.

На самом деле хаос в финансах – случай не уникальный, это вполне типичная ошибка предпринимателей.
Попробуем разобраться, почему.

Самая распространенная причина – у собственника бизнеса элементарно нет экономического или финансового образования. Хотя финансы стоят в одном ряду с маркетингом, стратегическим планированием и другими ключевыми компонентами в бизнесе.

Владелец бизнеса не понимает, что такое финансовая система, чем чревато ее отсутствие, какую информацию несут в себе цифры и что вообще с ними делать дальше.

Вторая причина – неквалифицированные финансисты, которых нанимает владелец. Довольно часто сотрудникам не хватает опыта и желания заниматься финансами компании. А всё потому, что собственник считает – высококлассный специалист стоит неоправданно дорого.

Причина третья – нежелание руководителя вникать в цифры и попробовать освоить хотя бы базовые знания о финансах.

В принципе, можно оставить всё как есть, работать, как работали. Главное понимать, что при таком подходе ваш бизнес вряд ли станет крупным. В лучшем случае вы будете выплывать из одной волны нехватки финансов в другую. В худшем – крах и банкротство.

Один из самых спорных вопросов среди предпринимателей – кто должен заниматься финансами?

Есть такое заблуждение – всё, что хоть как-то связано с цифрами – знает и просто обязан знать бухгалтер. Но бухгалтерия не про это. Основная задача обычного бухгалтера – взаимодействие с гос.органами, своевременная сдача отчетности, оплата налогов и других платежей в бюджет.

Важно вовремя осознать, что за всё, что касается финансов, в первую очередь отвечает собственник предприятия и никто другой.
На самом деле начать разбираться в финансах не так сложно, как многие думаю. Вот несколько основных шагов, которые может предпринять абсолютно любой предприниматель, чтобы облегчить себе жизнь.

1. Финотчетность это ваша отправная точка
С ее помощью вы сможете принимать верные решения о том, как дальше развивать бизнес. Если финотчетность в компании ведется только для галочки, убытки будут неизбежны.

2. Знание основных финансовых понятий
На базовом уровне разбираться в финансах сможет любой, даже если у него нет специального образования. Уметь отличать дебет от кредита, а выручку от дохода - этого уже будет вполне достаточно.

3. Три базовых отчета - изучить
Первый - отчет о балансе, который отражает финансовое положение предприятия. В нем видно активы, пассивы, а также капитал компании.
Второй - отчет о прибылях и убытках. В этом документе можно проследить, сколько ваша организация заработала за тот или иной период времени. Также отчет отражает все каналы поступления денег, операционные расходы и чистую прибыль.
Третий - отчет о движении денежных средств. Он отражает все денежные перемещения.

4. Разбираться в финотчетности на должном для вас уровне - в соответствии с тем постом, который вы занимаете в компании.
Возможно, вам вполне хватит базовых знаний. Если нет - будьте готовы учиться дальше.

5. Помнить о специфике бизнеса
Все компании разные, поэтому сравнивать показатели своей организации с другими - не совсем корректно. Если уж и заниматься сравнением, то именно своей компании в разные периоды времени. Так вы увидите прогресс, или наоборот, что просели в каких-то местах.

6. Отчетность должна быть в идеальном порядке
Если финотчеты у вас формируются вручную, нужно помнить о человеческом факторе - ошибки неизбежны. Поэтому лучше всего финотчетность автоматизировать, это эффективнее и проще. Плюс сэкономит массу времени и сведет вероятность ошибок к минимуму.

7. Фиксируйте ошибки
Если всё же работа с финотчетностью ведется вручную, нужно перепроверять отчеты. Для этого понадобится привлекать сотрудников. не бойтесь ошибок - они не так страшны, если их вовремя заметить и устранить.
Ведь финансовая грамотность – это ключ к уверенному и успешному управлению своим бизнесом.

И помните, что порядок в финансах – порядок в бизнесе. 
Другие статьи
Марина Дяченко, основатель Business Expert, эксперт по систематизации и масштабированию бизнеса
Заказать энциклопедию
в 2-х томах
Электропочта
Имя и Фамилия
Номер телефона
Не забудьте подписаться, чтобы регулярно получать крутые лайфхаки для бизнеса (и не только)
ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ
Made on
Tilda